п'ятниця
Стихи из книги «Московский мост»
Полынья
Мне снилась полынья: по щиколотку в хляби,
испытывая лёд тяжелою пешнёй
шёл по реке не я — в уменьшенном масштабе
казалось, это шум производимый мной.
Но пальцем шевельнуть — и сдвинется округа.
Расширится объём, детали поглотив —
в полураспаде даль сжимается упруго,
вбирая в узелок мой город и залив.
И больше ничего, все только пробужденье,
все только памяти неловкие сомненья
и край родной межи.
В сутулом ватнике с баяном у стремнины
слежу за паводком и разрушеньем льдины,
и жизнь как снасть дрожит.
2016 —10.06.18
Война
Украина — имя мило, горькое наречье.
Сколько судеб пригубила — похмелиться нечем.
За Дунаем солнце режет рваными краями
тучи жадные на межи с рвами та горбами.
Хорохорятся сестрицы — удальцы сподвигли
рукодельные зарницы запихнуть в глазницы.
Гибли, гибли — сколько цвета запеклось в отваге,
да такого, что ответа не сносить бумаге!
Да такого, что за Доном Солнце-кобылица
озаряет терриконам скошенные лица.
Воздух жирный, воронёный — что ни вскрик, то искра!
Как же это невозможно! Как же близко.
2015
Изъян
В. И. Гончарову
Волки воют на луне…
Саботаж всего живого,
саботаж.
Шорох голоса чужого —
это ваш?
Наш не может, наш не должен,
наш — живой!
Город гложет. Насторожен
путь домой.
Мостовая что-то прячет в кулачок.
За спиною скачет мячик-маячок.
Адрес ясен — мимо яра от сырца,
вдоль трамвая до базарного кольца.
Что ж торопишься, водитель,
погоди!
Буквы сбились в алфавите,
жжёт в груди.
От искуса до прохруста
тянет боль.
Густо-пусто, даже оклик
через ноль.
Что такое этот город, этот жест
о покое горячительных надежд,
о ломбардах — слово за слово — зачёт,
и на бардах вся ответственность за счёт.
А потом, через неделю,
через тьму
разуменье у Емели
перейму.
И на девять, и на сорок,
и на год —
топот стопок, уговоры
до острот.
Где тот мячик, тот холодный маячок?
Город скачет, хвать — и тело на бочок!
Кабы не был так радушен — был живой…
Так нелепа эта ложь наперебой.
От запястья до плеча,
от напасти до врача
горяча протока!
Как бы сам себе конёк —
закипел и занемог,
и свернулся — во как!
Царь, кудесник и злодей
впрок завел себе друзей,
чтоб потом отпели.
А друзьям то невдомёк —
скачет загнанный денёк
в круге карусели.
За товарища! За мать!
Погибать, так поминать!
Поминать, так сгинуть!
Ах ты, Господи, волчок —
воет лунный светлячок,
выгибая спину.
2015 — 2016
Пион
Есть в синем цвете красный брадобрей.
Есть в жёлтом — чернь. В зелёном — долгий омут.
Из тучных клубней тянутся бутоны
на ломких кисточках в лохматый белый свет.
Зажмуришься — и катится назад
цветочный шар переплетённых вёсен,
бунт красок переходит в буйство, жар,
сад воскрешён и ветер светоносен!
Кружит палитра омуты времён —
теряет страх и голову пион.
2015
Литератор
Веслобрюх и тунеяден литератор!
Дважды два — на все четыре он приятен,
презентабелен и, может, чуть-чуть строг,
на любое действо склонен между строк.
Лучший друг, незаменимый собеседник,
он традиции рачительный наследник,
патриот и партизан, глубокий киник,
жаль, что грязнет в государственной рутине.
И от этого, почти сентиментально,
открывает человеческие тайны
в исторических коллизиях сюжета.
Впрочем, пишет он, конечно, не об этом.
Март 2014
Слова из песни
Пора, мой друг, пора!
А. С. Пушкин
Как упоительны в России вечера
особенно, когда ты не в России,
когда на полчаса, на четверть выи
ты проступаешь в завязи резные
на кончике гусиного пера.
Твой друг подскажет: «Всё уже — пора!
А где б ты ни был — всё уже Россия,
и в этом полоумии прости ей
все эти боли, песни, вечера».
Март 2013 — июнь 2018
Косоветров
По привычке безответно
с детства круглыми глазами
улыбался Косоветров
и смущался между нами.
По привычке стыли будни,
выходные прокисали.
Он отзывчив был как бубен,
но к нему не прикасались.
Безответно проходили
опасенья, страсть, обида.
Его словно бы забыли,
так ни разу не увидев.
С детства думал Косоветров,
что ему безумно рады,
мастерил друзей из фетра
и любил смотреть парады.
Круглых суток было мало
для обернутых в газеты
книг, альбомов и журналов —
их советы Косоветров,
глаз от букв не отрывая,
повторял с благоговеньем.
Но судьбы его кривая
не меняла направленье.
Улыбался, был не в духе,
очень редко, но случалось,
что кричал он так, что мухи
ему тоже улыбались.
Косоветров жил героем,
но герои тоже плачут:
он влюблённой был горою —
мыши ездили на дачу.
И смущался перед встречей,
что всегда не получалась,
потому что в белом свете
есть и тёмное начало.
Между тем проходят годы,
Косоветрова не тронув,
словно у самой природы
отклоненье от канона.
Нами правит убежденье!
Нам присущи прорицанья:
Косоветров — наважденье,
он фантом и отрицанье.
Он — сплошное впечатленье.
Косоветров — невозможен!
Почему же ощущенье,
словно что-то ему должен.
Не взаправду, понарошку
так, нет-нет — и обернёшься:
Косоветров то в окошке,
то присядет на дорожку.
То гуляет по столице,
улыбаясь тем и этим,
словно бы улыбкой метя
тех, кому не расплатиться.
Апрель — 15.09.17
Рапсодия
Алексею Зараховичу
У Осипа Эмильича с плеча кричит кириллица,
над горсткой пепла едкого вздыхает огонёк.
Зовут гудки прощальные, серчают вести дальние,
топорщится и морщится реальность между строк.
Реальность — всё же женщина! Надеждами увенчана,
безжалостно доверчива, отчаянна во лжи.
Её постичь немыслимо — за фактами, за числами
она преображается, меняя витражи.
А он следит за звуками, за ветром, за разлуками,
смыкает нёбных клавиш небесный септаккорд.
Что вы ему прибавите и чем его ославите,
когда одёрнув паузу, он в звуке наг и горд.
Буковки
Это только, кажется,
что слова не мажутся,
что они бескровные —
буковки морковные,
бусы ежевичные
с голосами птичьими,
цепкие и ясные —
до пробела красные,
кружева порочные —
для припева сочные,
семена былинные —
да побеги длинные.
Шепотком в притирочку
и навзрыд до одури —
словом по затылочку
правдеца и лодыря,
а потом с оттяжкою,
всё что проговорено
с грубостью и ласкою
развернется вовремя.
Данта траектория
круг за кругом станется —
славы территория,
где мученье тянется,
где величья вымысел
в наважденье пламенный
тлеет в яслях каменных,
что себе сам вымостил.
Шевелятся буковки,
в оправданьях вяжутся —
это ж только луковки,
ни кровят, не мажутся.
05.18 — 10.06.2018
Страстная седмица
Рыбаки сушили рыбу,
Старики судачили:
Чудо было это либо
Все переиначили?
I.
Я не все понимаю.
Абрикосы цветут в трамвае.
Пчёлы буянят и бьются в жирные стекла.
Кондуктор — свекла,
марципаны — её пассажиры.
Наживка движется для наживы,
ещё все живы.
На рельсах пистоны и ржавые гвозди —
грозди смеха и ссадин
дребезжат с улыбкою наискосок:
«Бога ради!»
II.
Вот и ты понимаешь, что время тебя сжимает,
как щепотку бессмертная тетя Рая
над кипящим котлом двора.
И тебе невдомёк, что от солнышка будет горько,
что у книжных полок верблюд не пройдёт в иголку.
Толкователь рьян: на траве дрова,
на дровах брательника голова —
дважды два, как выстрелить из двустволки.
III.
Долг слезами исполнится —
в ноги бросится солнышко.
Целый мир у неё навыворот
и чудной такой говор-выговор.
А за домом сад,
а по крови — брат,
а задумал — лад,
а по воле — ад.
Так сама по себе иголочка
вышивает верблюжью голову.
IV.
Окна вымыла, замела,
под иконою свечка мается,
близкий клекот, колокола,
дальше — больше ушко сужается.
Протирая дубовый стол,
книги, разные там безделицы,
побледнело её лицо —
и за садом потёмки стелятся.
V.
Спич-ки,
птич-ки,
че-ре-вички,
За ка-вычки,
за ре-снички
выйдем,
выпьем,
вы-говорим,
серебришко
вы-ковырнем,
подсчитаем и споём:
сад глубок, как водоём.
Вот — утопленник в саду,
и луна горит в аду.
Не спастись, не схорониться:
слава — вечная блудница.
VI.
Сад оливковой горечью полнится.
Кухня в луковой шелухе.
Кружит пыль над сухой смоковницей.
Путник движется налегке.
Ничего не понятно вроде бы…
Солнце катит земную тень.
И уже ни друзей, ни родины —
только долгий воскресный день.
2017
Московский мост
Жил мальчик у Московского моста,
в обычном доме с окнами на север.
Гремели на Петровке поезда,
и тосковали комнатные звери.
Был в книжном мире кухонный сервант —
три полки за зелёными цветами,
Была еще размолвка между нами.
И высился над дымом едкий Кант
Мы жили тихо, искренне ворча
о том и сём что плохо прозвучало.
К рассвету смыслы еле волоча,
сам Вагнер путал вечные начала.
И Блоку было нечего терять.
А у Шекспира не было трагедий.
За всё и вся от донкихотской меди
на кухню снисходила благодать.
На цыпочках рассвет тянулся к окнам.
Катился мост над кудрями Днепра
Казалось, целый мир из неба соткан.
И целый город в рот воды набрал.
Жил мальчик у Московского моста
Июль — 24.08.18
Бурьян
Я, конечно, устал и настолько явно,
что прохожая поддерживает меня под локоть.
Город катит к яру в закрытых ставнях
зубцами зданий перемалывая страх в похоть.
Что ж неймется зрителям пирожковых,
что бурчат на парковках легальных, платных —
меня сводит за руку участковый
в подростковых прыщах и родимых пятнах
в подноготный оазис степного дола,
на пшеничный подиум стрекозиный,
где бессмысленна похоть и кока-кола
с чадом тлеющей на крови резины.
А на всём участке встаёт картофель,
распуская белые узелочки.
Если сверху — то эта надежда — точка,
а приблизишься, бабы Марии профиль,
что стоит, сгорбившись во все поле,
ослепляя бурьян серебром сапки,
вишни и абрикосы за частоколом
воздевают ветви, ломают в руках шапки.
Кто мы, Господи, на экране этом.
Почему нетерпенье всегда безумно.
Почему так больно от света.
А на душе — так сумно.
30.09.2018