«Два цвета радуги», рассказ

Наиль Муратов

 

Если путь неблизкий, садиться в автобус лучше на конечной остановке. Занимаешь место у окна и любуешься проплывающим мимо пейзажем. Но занятие это быстро надоедает, поскольку в городе ничего не меняется, разве что на тротуарах выщербленный асфальт постепенно замещается единообразно выложенной плиткой. К счастью, иногда свободное место рядом занимает интересная – не важно, внешне или внутренне, – попутчица, и тогда полчаса пути с работы домой становятся приятным времяпрепровождением. Поймите правильно, случайные знакомства в дороге – не самоцель, просто я человек коммуникабельный, что, к сожалению, нравится далеко не всем. Впрочем, сказать, что это всерьез меня беспокоит, было бы преувеличением, тем более что сегодня удачный день: привлекательная женщина лет тридцати, окинув взглядом салон, осторожно присаживается рядом. И пока я ищу предлог, чтобы начать разговор, неожиданно первой задает вопрос:

– Не подскажете, долго ли ехать до больницы?

Речь правильная и на редкость выразительный голос: без сомнения, она приезжая, но не из провинции. Не высокомерна, цену себе знает. Даже если всю дорогу заливаться соловьем, вряд ли завоюешь ее расположение. Но в городском транспорте от попутчицы многого и не ждешь, все сводится лишь к тому, чтобы совместными усилиями убить время. А поскольку убивая время, ты убиваешь и себя тоже, не лучше ли делать это в приятной компании?

– Минут пятнадцать-двадцать. Когда будем подъезжать, предупрежу, – вежливо отвечаю я.

Если на этом остановиться, разговор умрет, и следующие четверть часа пройдут в тупом молчании. То есть в том состоянии, которое я ненавижу больше всего. Поэтому быстро добавляю:

– Честно говоря, глядя на вас, о больнице думаешь в последнюю очередь. Прекрасно выглядите.

Внимательный взгляд, вымученная улыбка. Здорово у нее получилось меня осадить! Утешает лишь то, что обидеть женщину комплиментом невозможно, даже если он неуместный. В этом ее слабость, но если бог устроил мир именно так, то кто я такой, чтобы осуждать его законы?

– Ничто не выглядит тем, чем является на самом деле, – отзывается  попутчица философски. – Вы же не думаете, что я – исключение?

Автобус трогается, чего я просто не замечаю. Наверное, каждый хотя бы раз в жизни должен это испытать. Услышать ключевые слова и  осознать, что еще минуту назад твоя жизнь была напрасной тратой времени. Напрасной и бесполезной, потому что рядом не было ее – женщины, чьи обертоны созвучны тем, что звенят в твоей собственной душе. Женщины такой глубокой, как сидящая рядом незнакомка.

Сознание настолько парализовано этим открытием, что теряет способность к самоконтролю. Спрашиваю неожиданно для себя:

– Вы замужем?

Снова внимательный взгляд, теперь откровенно неприязненный. И улыбка уже не вымученная, а скорее ироничная. Возле ее глаз едва заметная сеточка морщин. О какого рода усталости они свидетельствуют?

– Не думаю, что это должно вас интересовать, – холодно произносит женщина.

И отворачивается.

Оставаясь рядом, теперь мы существуем отдельно, каждый сам по себе. Отвратительное ощущение утраты, заставляющее задуматься о ближайшем будущем. Оно начнется – или закончится! – через десять минут, когда автобус остановится у больницы. Вернее, на перекрестке, откуда рукой подать до приемного покоя. Потерять эту женщину – значит потерять себя, а кто может такое себе позволить? Я – точно нет. Но как привлечь ее внимание? К счастью, фортуна остается ко мне благосклонной: женщина неожиданно признается:

– Мое замужество не стоит теперь и ломаного гроша.

Похоже, она обращалась больше к себе, чем ко мне, и теперь, раскаявшись в спонтанной откровенности, сосредоточенно вглядывается в рекламу курсов английского, размещенную на спинке переднего сидения. Вряд ли английский – это то, что нужно ей сейчас больше всего. Мой долг – попытаться ее разговорить. Со всей сердечностью поясняю, что если болезненные воспоминания разъедают душу, ими лучше с кем-нибудь поделиться. Не обязательно с близким. С посторонним – таким, как я! – это даже легче. В крайнем случае, можно просто выплакаться. Не самый плохой вариант, по моему мнению.

Сторінки