Любимый герой

Алексей Курилко

1

Я люблю заполнять анкеты, если в них интересные вопросы. И люблю через многие годы сравнивать – поменялись ли ответы с годами, и как сильно… Лишь на один вопрос я около двадцати лет отвечал одинаково. Любимые исторические герои. Я обычно вписываю троих. К примеру: Борис Савинков, полковник Богун и генерал Слащёв. Или: Цезарь, Махно и генерал Слащёв. Первые два имени часто менялись. По разным причинам. Но Слащёв оставался всегда. С тех пор, как купил в букинистическом магазинчике тоненькую книжку с его воспоминаниями. И потом, когда узнавал о нем из других источников. Слащёв вызывал симпатию с юности. Потом я узнал, что именно генерал Слащёв послужил прототипом Хлудова из булгаковской пьесы. Мне, правда, в пьесе больше нравился генерал Чарнота… Но все писали и уверяли: Хлудов это Слащёв. Все – это много! И как же я был рад, когда понял, что все заблуждались! А ведь это было сразу ясно! Я стал доказывать свою точку зрения в статьях… Но что толку доказывать, что Слащёв послужил бо̀льшим прототипом не для образа Хлудова, а для другого героя, если мало кто знает, кто такой Хлудов, и почти совсем не помнит, «что такое этот генерал Слащёв»!

Ладно! Я расскажу вам сейчас о Слащёве подробно, и во-первых, познакомлю с ним тех, кто ничего о нем не слышал, а во-вторых, всякие умники перестанут, надеюсь, повторять за другими дураками то, что они повторили за умными людьми, но совершившими ошибку в своем поспешном первоначальном, недостаточно глубоком анализе! Всех их сбило заявление Л. Е. Белозерской-Булгаковой, которая в своих мемуарах отметила: «К сожалению, я сейчас не вспомню, какими военными источниками, кроме воспоминаний генерала Слащёва, пользовался М. А., работая над „Бегом“».

И с тех пор понеслось: абсолютно ясно, как день, что на Михаила Булгакова мемуары генерала, да и самая личность мемуариста, произвели настолько сильное впечатление, что он сделал Слащёва главным героем своей пьесы "Бег", изобразив его под именем генерала Хлудова. Один за другим, второй за третьим... бла-бла-бла – наша песня – стара, но она нас встречала, начинай-ка сначала...

 

Страницы