«Убити Антиципатора» (уривки з роману)

Ольга Репина и Элина Заржицкая

Кажется, Иммануил Кант доказал, что в области спекулятивного разума все есть парадокс, т. е. любое утверждение истинно и ложно.

Ни один из писателей не скажет вам, что первично в его творчестве –   импровизация, спонтанность или ведущий образ главного героя, который визуализируется через какую-то преграду сознания и начинает жить самостоятельно, выписывая сюжет и соединяя линии главных героев. Ты просто ощущаешь  процесс  рождения очередной главы романа. И всё.

            Так случилось и с романом «Убить Антиципатора». Мы просто вошли в  текстовую и образную абстракцию, которая  не воспроизводила и не интерпретировала нашу обыденную реальность, а сотворила свою. Поэтому многим так в ней беспокойно. Вроде бы узнаваемо. Но и много такого, что обычный человек не вынес на обсуждение. Но мы писатели. Поэтому видим то, что мы видим. Чувствуем то, что чувствуем. И не стараемся сусально приукрасить жизнь. Реализм ли это или альтернатива, судить не нам.

Многим роман покажется странным, фиксированным на физиологических реакциях людей. Но покажите нам человека, который не прислушивается к своему телу? Таких нет. Я знаю точно, потому что двадцать лет психологического консультирования не прошли даром и запечатлели сотни случаев, когда сóма и ее реакции выдают любого, кто прячется за правильными словами. Не буду раскрывать вам особенности знаний в психосоматике, но скажу со всей уверенностью – Фрейд не ошибался, когда отсылал нас при исследовании человека и его индивидуально-психологических особенностей к его детству и его сексуальности, развитие которой тесно было связано с определенными органами – ртом, анусом, гениталиями. Например, человеку, который в детстве некорректно проходит анальную стадию психоскексуального развития, не присущ самоконтроль, а те, кому не пришлось, по разным причинам, успешно преодолеть фаллическую и генитальную стадии, – имеют проблемы с образцами для полового подражания, установлением нормальных интимных отношений, влюбленностью и вкладом в жизнь общества. Это общеизвестно. Поэтому так много внимания в романе уделено бессознательному – снам героев и их психосоматическим реакциям, тянущимся из их несчастливого детства. Для нынешнего общества, увы, это характерно.

Мы не феминистки, но еще одним результатом написания книги была выведенная на поверхность тема уязвимости женщин и почти неуловимая психология телесности в ее жизни, отраженная через тот диадический гендерный порядок, который мужчины выстроили под себя, подчинив и присвоив почти все жизненные ресурсы. Но об этом мы сказали мягко. Слегка намекнули.

Ведь все, про что написано в романе, проявляет себя не непосредственно, а через некие непросто выделяемые сознанием символы и паттерны, а также через модальность, чувственное наполнение и значения.

Поэтому вчитайтесь в образы героев. Они все рядом с нами. На политическом и иных небосклонах, в нашем быту и в нашей социальной жизни. 

 

Частина 1.

 

Ніби хтось торкнувся її плеча. Вона відкрила очі. Але довелось одразу відвернутися і швидко накрити обличчя долонею – потужний ліхтар різонув світлом до болю. Несподівано завищали гальма, потяг здригнувся і зупинився. Вона витягла шию, майже торкаючись носом холодного скла: що за станція? Але останній вагон, в якому вона їхала, зупинився наприкінці перону без назви. Нічого не видно.

Втім, яка різниця, де вона зараз?

Ні, не вона.

Вони.

Бо ж разом із нею – ось, на верхній полці, спить її єдиний, рідний, коханий... Її чоловік. Правда, офіційно вони не розписані, але що з того? Якщо серце тріпоче від кожного його погляду, кожного слова, якщо душа співає й рветься у небо – навіщо печатка у паспорті? Ні, вони обов’язково зроблять все як треба. Буде і весільна сукня, і білі троянди, і веселі гості… Тільки все це буде потім. Коли вони влаштуються…

Потяг зневажливо форкнув і розбив її мрії. Від сильного поштовху парубок ледь не скотився з верхньої полиці. Дівчина, ніби сподіваючись його підхопити, підставила тонкі руки.

– Ти в порядку? – її розширені очі нагадували темні озера.

– Все нормально! – вигукнув парубок і миттєво зістрибнув униз. Міцно притиснув до себе дівчину, поцілував. – Щось спати перехотілося, – прошепотів їй. – Давай вийдемо з купе.

Сторінки